Древесные породы в судостроении

В судостроении используются несколько хвойных пород деревьев. Это лиственница, сосна, ель и кедр. Рассмотрим их свойства и особенности применения.

Сосна

Одна из самых распространенных хвойных пород в России. Она растет в чистых сосновых рощах и смешанных лесах. Порода является ядровой, спустя некоторое время после сруба ядро становится темным и хорошо заметным. Обычно ядро красноватого оттенка, заболонь желтоватая.

Древесина имеет хорошо заметную структуру, сердцевинные лучи не просматриваются, виден переход от ранней части древесины к поздней, где располагается больше всего смоляных ходов.

В судостроении из сосновых пиломатериалов изготавливают настилы для палуб, леса, устройства стапелей, перекрытия, ограждения и подмостья.

Лиственница

Порода также является ядровой, обладает узкой белой заболонью, ядро красновато-бурое. Ранняя и поздняя древесина сильно отличаются по оттенкам. Ранняя – светлая, поздняя – темных оттенков, иногда бурая.

Древесина имеет еле заметные смоляные ходы, в судостроении используется  для настила полов в трюмах, плинтусов, галтелей, обрешетника и других элементов. Лиственница применяется в самых сложных конструкциях, которые будут испытывать большие нагрузки.

Ель

Ель распространена так же, как и сосна. Поэтому она имеет недорогую древесину. Отличается высокой спелостью. Цвет дерева белый с желтизной. Дерево имеет широкую заболонь, которая по оттенку практически не отличается от более поздних слоев.

Поздняя древесина развита слабо, но бывает заметна благодаря более темным оттенкам. Ель имеет редкие смоляные ходы, которые проглядываются на срезе в виде точек.

В судостроении древесину ели используют для вспомогательных конструкций и тех деталей, которые не соприкасаются с водой и сыростью.

Кедр

Порода также является ядровой. Заболонь и ядро имеют практические одинаковые оттенки. Заболонь широкая, годичные кольца просматриваются на срезе. Ранняя древесина хорошо заметна и переходит к поздней части постепенно. Поздняя часть узкая, представлена темной полосой. На пиломатериалах из кедра всегда многочисленные крупные смоляные ходы. В судостроении используется для деталей набора и обшивки.

Все вышеперечисленные породы деревьев имеют высокую прочность и плотность в пределах 80-110 Н/мм2. Также они отличаются сравнительно небольшим весом и простотой обработки.